Дымоудаление подземных автостоянок
Существующие законодательные и противопожарные нормы сегодня демонстрируют довольно высокие стандарты и требования, исполнение которых настоятельно рекомендуется во избежание различного вида проблем: штрафов, взысканий, административной и даже уголовной ответственности. Соблюдение существующих правил требуется для самых разных объектов и помещений в них, в том числе, и для паркингов – подземных и иных автостоянок.
Осуществлять проектирование и установку систем пожарной, противодымной безопасности для подземных паркингов рекомендуется комплексно – вместе с аналогичными системами для других помещений в здании. Такой подход поможет как сэкономить финансовые средства, так и создать действительно качественную систему дымоудаления.
В этой статье буду рассмотрены основные правила, требования и положения к организации таких систем для паркингов, а также основные варианты и решения их устройства.
Главные задачи
Система противодымной вентиляции автостоянок своими целями и задачами имеет сразу несколько назначений.
Перечислим их:
- обеспечение необходимых, безопасных условий для сохранности имущества автовладельцев, а именно – автомобилей;
- поддержание оптимального уровня температуры, влажности в помещении паркинга;
- обеспечение обмена воздуха и вентиляции на требуемом уровне;
- обеспечение оперативного и правильного удаления задымления в случае пожара;
- обеспечение поступления требуемых масс свежего кислорода в задымленное пространство;
- обеспечение возможности безопасной эвакуации людей из зоны задымления и соседних помещений;
- обеспечение отсутствия препятствий для эвакуации людей: как из самого паркинга, так и из прилегающих помещений.
Последний пункт требует пояснения. Дело в том, что противодымная вентиляция – это комплекс мер, решений и оборудования, которые направлены не только на конкретное помещение, где устанавливается система, но и на соседние пространства. Грубо говоря, если система удаления дыма в помещении паркинга выполнена не качественно, то ошибки в проектировании могут повлиять и на работу системы в соседних помещениях. Например, если неправильно рассчитано движение воздуха и дыма в помещении автостоянки, то вредные вещества горения и дым могут поступать в соседние с паркингом пространства, либо в общую вентиляционную шахту, препятствуя безопасной эвакуации людей на всей территории строения.
Какие паркинги должны быть оснащены противодымной системой?
Подземные паркинги, стоянки, большие гаражи – такие пространства в обязательном порядке должны оснащаться вентиляцией приточно-вытяжного типа. Считается, что стандартная вентиляция вытяжного типа – это достаточная мера для обеспечения надлежащего уровня воздухообмена.
Нормы и требования для автомобильных паркингов и стоянок
Документ, регулирующий и устанавливающий нормы и правила проектирования и организации системы противодымной безопасности паркингов: СНиП П89 и СНиП 2.07. Согласно этим данным документам, авто стоянки и паркинги могут быть размещены в виде пристроек к зданиям, несущим другие (отличные) функции. Регламентируются также противопожарные безопасные расстояния от площадки с автотранспортом открытого типа (с навесом или без навеса) до соседних предприятий или иных помещений.
- В случае соседства с помещением производственного назначения: удаленность должна составлять не менее девяти метров, в случае присвоения зданию 3, 2, и 1 степени по огнестойкости; не менее пяти метров в случае присвоения зданию 4 степени по огнестойкости по классу с1 и с0 (притом, если стены не имеют проемов).
- В случае соседства с бытовыми и административными строениями: удаленность должна составлять не менее девяти метров, в случае присвоения зданию 3, 2, и 1 степени по огнестойкости; не менее пятнадцати метров в тех случаях, когда строение – другого типа.
Регламентированы также нормы о допустимом уровне концентрации дыма и угарных газов в зонах хранения и размещения автомобилей.
- Личные, индивидуальные паркинги и гаражи: допустима концентрация 20 мл. грамм на 1 куб. метр;
- Стоянки с кратковременным режимом использования (не более часа): допустима концентрация 50 мл. грамм на 1 куб. метр;
- Стоянка с продолжительным режимом использования – более часа -100 мл. грамм на 1 куб. метр.
Важно! Наземные автомобильные стоянки не должны быть выше 9 этажей, подземные паркинги – не глубже 5 этажей.
Назначение вентиляционных систем приточно-вытяжного типа для паркингов
В преимущественном большинстве случаев для паркингов и автостоянок применяется система вентиляции и удаления дыма приточно – вытяжного вида.
Такие системы имеют своим назначением следующие функции:
- разбавление воздуха, в котором содержится окись углерода;
- удаление вредных веществ горения и газов;
- обеспечение надлежащих гигиенических и санитарных норм;
Во время проектирования таких систем, в расчет должен браться общий показатель выделяемого количества вредных газов и веществ, а также время, допустимое для пребывания внутри паркинга людей. Допущение и расчет предельных допустимых уровней концентрации вредных веществ в воздухе осуществляется в расчете на 1 человека.
Допустимые нормы, регламентируемые в СНиПах: расход вытягиваемых масс воздуха при условии вентиляции подземных автостоянок и паркингов должен осуществляться в объеме не менее 150 куб. метров за один час на десять кв. метров помещения. За 10 кв. метров берется средняя площадь одного места парковки автомобиля.
Опасность задымления паркингов
Важно понимать, что пожар в паркинге отличается от пожара, скажем, в офисном помещении, квартире или обычном цокольном этаже. Как известно, традиционный дым содержит в себе вредные вещества и угарный газ, которые способны в короткие сроки причинить большой вред здоровью и жизни человека.
В случае с подземными или другими закрытыми парковками, к обычному вредному составу дыма добавляется еще и масса других вредных веществ, образующихся при горении автомобиля – например, фтор водород и соляные кислоты. И если отравление обычным угарным газом происходит постепенно, в течение примерно 10 минут, то озвученные ранее соединения способны отравить человека за буквально несколько секунд.
При проектировании системы противодымной безопасности паркингов, крайне важно учитывать тот фактор, что, сгорая, угарный газ под большим давлением вытесняет чистый воздух, который так требуется для свободного дыхания и, соответственно, передвижения эвакуируемых людей.
Поэтому основной задачей противодымных проектов зданий, и парковок, должны выступать функции не только вывода вредных продуктов горения, но и ввода в задымленное помещение потоков чистого воздуха.
Оптимальная комплектация противодымных систем вентиляции
Паркинги и подземные автостоянки должны быть оснащены следующими подключенными к общей системе безопасности устройствами и приспособлениями:
- датчики обнаружения задымлений, газа и огня;
- аварийная сигнализация;
- автоматическое тушение огня;
- вентиляционная система для автомобильных стоянок;
- надежная защита поверхности потолка, пола и стен с применением огнестойких покрытий или веществ;
- система приточно-вытяжной вентиляции, выводящей дым и продукты горения, а также снижающие температуру воздуха;
Важно! Оперативно и грамотно предотвратить возможные необратимые последствия отравления угарным газом и дымом можно только в том случае, если система противодымного реагирования спроектирована и установлена комплексно, с учетом всех требуемых входящих факторов и параметров здания, в том числе, соседних с паркингом строений и помещений.
Особенности расчета вентиляции паркингов
Расчет системы противодымной вентиляции для автомобильных стоянок должен осуществляться, в первую очередь, на основе общей площади помещения и общего количества машин, которые одновременно могут и будут стоять на парковке, а также передвигаться по территории паркинга. Так как данное количество разное для каждого отдельно взятого паркинга, для примера расчета учитывают следующие разные показатели:
- Паркинги при торговых комплексах и центрах: в среднем 5% от всего потока машин;
- Паркинги при жилых домах и комплексах: в среднем 3% от потока машин;
- Паркинги при стадионах, аэропортах и вокзалах: в среднем 20% или 30% от всего потока машин.
Что учесть при расчете?
Любая вентиляционная система своей главной целью и функцией имеет: максимально понизить содержание дыма и угарного газа в задымленном помещении. Часто возникает ситуация, когда предварительные расчеты указывают на то, что необходима увеличенная мощность воздухообмена. Более того, такой обмен воздуха обычно и требуется и даже регламентируется надзорными службами. В таких случаях при осуществлении расчета необходимо учитывать требуемый уровень потребления энергии.
Электричество и мощность сети потребуется для:
- работы датчиков;
- работы системы реагирования (сигнализация);
- работы вентиляторных моторов промышленного типа;
Внимание! Работа вентиляторов часто осуществляется на повышенных параметрах мощности электросети, поэтому важно учитывать планируемую нагрузку на проводку и иные инженерные элементы электрической сети. Желательно даже оставлять небольшой запас мощности электросети во избежание перегрузок.
Виды вентиляционных систем для паркингов по типу обмена воздуха
Вентиляционные устройства для автостоянок классифицируются по видам воздухообмена, которых существует всего три:
- Механическая система вытяжки и притока воздуха;
- Механическая система притока кислорода и естественная вытяжка дыма;
- Естественный приток воздуха и механический вид вытяжки дыма.
Выбор и окончательное решение в пользу того или иного вида вытяжки и притока воздуха согласовывается с заказчиками проекта, а также вносится в техзадание разработчиков.
Важно! Техническое оборудование и устройства для работы системы реагирования и вентиляции следует размещать в отдельных, специально предусмотренных камерах вентиляции в едином радиусе с тем отсеком, который обслуживается пожарным сектором.
Основные требования, которые надо учесть при создании проекта
Создавать проект и установку воздуховодов и системы вентиляции паркинга рекомендуется на начальных этапах строительства. В течение данного процесса желательно сразу учесть нужные параметры и регламентированные надзорными органами требования.
Перечислим основные из них:
- устройство по воздушному обмену должно быть автономным от основного (главного) помещения;
- системы вытяжки и притока должны быть оборудованы автоматическим включением, а также оснащены датчиками реагирования на дым и газы;
- для работы системы приточной и вытяжной вентиляции должны применяться исключительно мощные вентиляторы промышленного типа;
- устройство вентиляции должно включать в себя обратные противодымные клапаны;
- вентиляция подземных паркингов должна быть рассчитана на то, чтобы обеспечивать кислородом помещения из расчета 220 кубометров в час на каждый автомобиль;
- расчет параметров вентиляции должен быть основан не только на количество автомобилей и людей, пользующихся парковкой, но также на сотрудников стоянки.
В качестве заключения
В заключение данной статьи хотелось бы повторить важную информацию о том, что система вентиляции и противодымного реагирования направлена, в первую очередь, не на тушение источника возгорания, а на организацию возможности быстрой и безопасной эвакуации людей. Стоит учитывать, что ответственность за гибель и болезни людей, полученные в ходе неправильно организованной системы дымоудаления, могут и будут нести те, кто проектировал, согласовывал и устанавливал систему.
Важно понимать, что желание сэкономить с огромной долей вероятности приведет к тяжелым последствиям и еще большим денежным тратам. Не стоит сильно полагаться на надзорные органы и их решение: процесс контроля и проверки работоспособности проекта и возведенной по нему противодымной вентиляции может затянуться, и если система выполнена неправильно или с ошибками, ответственность в случае гибели людей или порчи их имущества все равно придется нести.
Мы настоятельно рекомендуем обращаться за созданием проекта, расчетом всех требуемых параметров и монтажом вентиляции и дымоудаления только к компетентным специалистам, сертифицированным на такой вид деятельности компаниям и подрядчикам.